Динамический просмотр, подписка на обновления здесь.

Подпишись на обновления feeds.feedburner Subscribe in a reader. Для динамического просмотра блога нажми view.

18.03.2010

Cиндром выученной беспомощности.


Мартин Селигман
 Мартин Селигман — американский психолог, основоположник позитивной психологии.
 Директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании.
В 1973 году получил диплом психолога в Пенсильванском университете, а затем в течение 13 лет вёл программу клинических исследований на факультете психологии Пенсильванского университета.
Селигман - президент Американской психологической ассоциации в 1998 году.
 Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию.
В ходе экспериментов он с коллегами обнаружил, что собаки, которые поражались лёгким разрядом тока, не пытаются убежать, если видят, что всё равно получат его.
Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум.
 И большинство людей также быстро становились беспомощными и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.

 Позже оказалось, что собаки и люди вели себя беспомощно в одной ситуации — после нескольких безуспешных попыток избежать неприятной ситуации, — даже когда человек ещё может что-то изменить.
 Селигман наблюдал подобное поведение у пациентов с депрессией и решил, что
клиническая депрессия связана именно с нежеланием человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния.
Этот феномен он назвал "синдромом выученной беспомощности".
Однако не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач.
Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, пытались избавиться от шума.
Именно они и заинтересовали Селигмана, пришедшего к открытию "феномена сознательного оптимизма", — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.
 Поворотным моментом в его собственной карьере и мироощущении стал разговор с пятилетней дочерью Никки.
 По выходным они вместе пололи грядки, и если для Селигмана это было нудной работой, которую хотелось побыстрее закончить, то для его дочери — отличным развлечением.
Она веселилась, подбрасывая в воздух вырванные сорняки, напевая и пританцовывая.
Это действовало Селигману на нервы, в какой-то момент он не выдержал и накричал на дочь.
Она затихла, отошла в сторонку, потом вернулась и заявила, что им надо поговорить.
Никки поведала отцу, что с трех до пяти лет она была капризной плаксой.
А в пятый день рождения решила, что больше ныть не будет.
«Это было очень трудно, — сказала Никки, — но,
если я смогла перестать капризничать, ты тоже сможешь перестать сердиться по пустякам».
 Селигман утверждает, что для него этот разговор стал откровением, он понял, что человек может изменить себя, развить в себе качества, которые делают его более счастливым или несчастным.
 Он также понял, что пятьдесят лет своей жизни прожил угрюмым человеком, а последние десять видел все вокруг «сквозь туман дурного настроения, в то время как его дом был полон света».




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий, непременно будет опубликован после проверки спам-ботом
.